Песня: "Город золотой" Автор слов: Анри Волохонский Автор музыки: Франческо Канова да Милано или Владимир Вавилов Написана: 1972 Навеяна: мелодией Франческо да Милано (Вавилова?) и образами из ветхозаветной Книги пророка Иезекииля (Иез. 1:10).
Поскольку у нас вчера было 1 апреля, то речь пойдёт о, возможно, одной из самых известных мистификаций в песне - а возможно, и нет. Я, во всяком случае, не берусь утверждать ничего точно
читать дальшеВсе знают эту песню. В списке "100 лучших песен русского рока в XX веке" по версии "Нашего Радио" она находится на третьем месте. И история, связанная с ней, тоже довольно известна. ...Однажды в 1975 году Борис Гребенщиков на спектакле "Сид" ленинградского театра-студии «Радуга» услышал песню, которая ему, судя по всему, очень запомнилась, так что девять лет спустя он исполнил её на концерте в Харьковском государственном университете, причём извинившись, что не знает имён авторов. И текст он по памяти спел не совсем точно, как выяснилось. Но в 1986 году у "Аквариума" вышла пластинка с этой песней, в 1987 году появился фильм "Асса", где Гребенщиков пел её с экрана, и "Город золотой" в сознании слушателей прочно связался с Б.Г. Между тем, история песни восходит к выпущенной в 1971 году фирмой "Мелодия" грампластинке «Лютневая музыка XVI—XVII веков». Все произведения исполнял советский композитор и лютнист Владимир Фёдорович Вавилов. Первой шла композиция «Сюита для лютни: канцона и танец» авторства Франческо да Милано. Вот эта-то мелодия и вдохновила поэта Анри Волохонского на строки про город золотой.
«Я услышал эту пластинку, где было написано, что это музыка Франческо ди Милано. Ходил ее и мурлыкал. Был я тогда в подавленном настроении, так как Хвостенко, с которым мы написали много песен, уехал в Москву, а я остался в Питере. С мыслями «Как же я теперь песни буду писать?» Я ходил по Питеру и зашел в мастерскую своего друга Акселя, и минут за 15 написал этот текст. Было это в ноябре-декабре 1972 года». Подлинный текст выглядел так: читать дальшеНад небом голубым Есть город золотой С прозрачными воротами И яркою стеной А в городе том сад Все травы да цветы Гуляют там животные Невиданной красы Одно как рыжий огнегривый лев Другое – вол, исполненный очей Третье – золотой орел небесный Чей там светел взор незабываемый А в небе голубом Горит одна звезда Она твоя о Ангел мой Она всегда твоя Кто любит тот любим Кто светел тот и свят Пускай ведет звезда твоя Дорогой в дивный сад Тебя там встретят огнегривый лев И синий вол исполненный очей С ними золотой орел небесный Чей так светел взор незабываемый Как видим, различий со знакомым нам вариантом в исполнении Б.Г. немного, и основное - где же искать рай: над небом голубым или всё-таки на Земле?)) Ну а сейчас - о музыке. С той пластинкой связано много загадочных историй, например, авторство композиции "Аве Мария". И вот с этой самой канцоной Франческо да Милано тоже всё непонятно! В полном собрании сочинений композитора её просто нет. Так что позднее появилась версия о том, что канцона - мистификация, сочинённая Вавиловым. Подробно - тут Увы, сам композитор умер в 1973 году, его уже не спросишь. Дочь вроде бы подтвердила факт мистификации: "Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией «Вавилов» никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии" (отсюда). Тем не менее в последней редакции Вики, например, упоминается, что мелодия была известна гораздо раньше, ещё из нотных сборников XVI века. Ссылок, правда, не приводится, а жаль!
Оруга, конечно. Совершенная. Ну, автор утверждает, что он якобы во время войны нашел клочок рукописи с нальчальными тактами, а остальное дописал))) Но скорее всего он написал сам с начала до конца. То, что у него вышло, не только на Альбинони не похоже, но и на барочную музыку вообще.
Sectumsempra., То, что у него вышло, не только на Альбинони не похоже, но и на барочную музыку вообще. Ага, спасибо, вот это как раз то, в чем я не разбираюсь)
Спасибо! *__*
Песню люблю, но что с ней такая история связана - не знала.
Ay_16r,
да! настоящий детектив
Там на пластинке было всего две оригинальные композиции.
ага, я об этом читала)
но, поскольку в музыке ни разу не специалист, то могу только пересказывать источники информации
да, в том числе. Это вообще целое расследование!
Кстати, хотела у тебя спросить как раз как у специалиста: что там в итоге с адажио Альбинони - таки тоже мистификация?
Но скорее всего он написал сам с начала до конца. То, что у него вышло, не только на Альбинони не похоже, но и на барочную музыку вообще.
То, что у него вышло, не только на Альбинони не похоже, но и на барочную музыку вообще.
Ага, спасибо, вот это как раз то, в чем я не разбираюсь)