Умирающий лев, Люцерн, Швейцария, 1821. Авторы: Бертель Торвальдсен, Лукас Ахорн.
"В Люцерне есть удивительный памятник; он сделан Торвальдсеном в дикой скале. Во впадине лежит умирающий лев; он ранен насмерть, кровь струится из раны, в которой торчит обломок стрелы; он положил молодецкую голову на лапу, он стонет, его взор выражает нестерпимую боль; кругом пусто, внизу пруд; всё это задвинуто горами, деревьями, зеленью," - писал А. Герцен.
Памятник действительно необычный и очень выразительный. А история его такова.
читать дальше
По многовековой традиции, наёмные швейцарские гвардейцы служили личной охраной французского короля. В 1792 году, во время Великой французской революции, когда войска уже не подчинялись Людовику XVI, тысяча сто десять швейцарских гвардейцев оставались единственной охраной королевской семьи во дворце Тюильри. 10 августа в Париже вспыхнуло восстание - неудачи на фронте, тяжелое положение бедняков и агитация радикальных политиков привели к тому, что вооруженная толпа и примкнувшая к ней Национальная гвардия ринулись на штурм дворца. Охранявшие дворец войска не вмешивались или переходили на сторону восставших. Верными королю остались только швейцарцы. В конце концов дворец был захвачен, король арестован, монархия пала.
Во время штурма погибло около шестисот гвардейцев. Позднее по приговору суда на гильотине были казнены шестьдесят человек (в том числе командир полка), некоторые умерли от ран, а некоторых перебили в тюрьме без суда и следствия во время так называемых "сентябрьских убийств".
Из всего полка уцелело триста пятьдесят швейцарцев.
Лейтенанту Карлу Пфюферу фон Альтисхофену повезло - во время августовского восстания он как раз был в отпуске. Но случившееся так его потрясло, что он счёл своим долгом увековечить память своих однополчан. До 1814 года сделать это было невозможно - на троне Франции был выдвинувшийся во время революции Бонапарт, а в Швейцарии сидело послушное ему правительство. К тому времени бывший лейтенант оставил службу, осел в родном Люцерне и стал членом городского совета и главой местного общества искусств. Когда власть сменилась, Альтисхофен тут же развернул активную деятельность. У него была идея: монумент в виде мёртвого льва, пронзенного копьём. Он обращался к нескольким швейцарским скульпторам, но их работы его не впечатлили. Наконец, в 1818 году он написал знаменитому датскому скульптору Бертелю Торвальдсену. Торвальдсен идеей заинтересовался и создал эскиз горельефа, который затем воплотил в жизнь швейцарский мастер Лукас Ахорн. К двадцать девятой годовщине трагического штурма, в августе 1821 года, монумент был торжественно открыт при участии выживших ветеранов-гвардейцев.
Торвальдсен немного изменил идею Альтисхофена - его лев не мёртвый, он умирающий.
Девятиметровый горельеф расположен в нише длиной 13 метров и высотой 6 метров, всё изображение высечено в скале из песчаника. Перед скалой - небольшой пруд. Под головой и правой лапой у льва щит с французскими лилиями - символ французских королей, у изголовья - другой щит, с эмблемой Швейцарии. В левом боку - обломок копья.
Над барельефом в скале высечена латинская надпись HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI «Верности и отваге швейцарцев». Ниже барельефа — число павших и выживших гвардейцев (760 и 350), у подножия монумента вырезаны имена погибших.