Два очень, очень интересных рассказа о судьбе двух японцев во время Второй мировой (и после неё) в ЖЖ у zajcev_ushastyj.

- о "неправильном японце" Сугихара Чиунэ, который в 1940 году спас около шести тысяч человек.
"С 31 июля до 28 августа, пока не кончилось разрешение на пребывание в Каунасе, японский вице-консул Чиунэ Сугихара подписал 2139 транзитных виз. Когда кончились бланки виз, в ход пошли листы белой бумаги.
Многие беженцы не имели всех необходимых документов для формального получения визы. Большинство из них не имело требуемой для визы суммы денег. Некоторые не имели вообще никаких документов. Сугихара подписывал все."


- И о "правильном японце" Онода Хироо, который следовал полученному приказу в течение 30 лет. Вот этот приказ:
"Вам категорически запрещается самоубийство при любых обстоятельствах. Может потребоваться три года, или пять лет, или даже больше, но сколько бы времени это не заняло, мы обязательно вернемся за вами. До того, пока в Вашем подчинении находится хотя бы один солдат, Вы должны оставаться командиром.
Возможно, Вам придется жить на одних кокосах. Что ж, живите на кокосах. Но ни при каких обстоятельствах Вам не позволено оставить свою миссию".


В 1974 году лейтенант Онода, так и не нарушив приказа, сдался филиппинским властям. "Онода сдал действующую винтовку "Арисака-99" и 500 патронов к ней, положенный ему по статусу меч и несколько ручных гранат. Заметьте, ведь он даже некое подобие военной формы сохранил!"



То, какими разными оказались судьбы Сугихары и Оноды после войны, очень наглядно иллюстрирует, почему одного автор поста называет "неправильным" японцем, а другого - "правильным".